Это невероятно, но в мае 20180го я оказался в числе первых поисковиков, прибывших на место приземления спускаемого аппарата Союз-07, доставившего с МКС трех космонавтов: Антона Шкаплерова, Скота Тингла и Нарасуке Канаи.
Такого азарта я не испытывал давно!
Ты летишь на пикапе по пыльной степи, не отрывая взгляда от огромного парашюта в небе и направляя машину по траектории его спуска, наплевав на бесконечные кочки в стремлении как можно скорее оказаться в точке приземления.
Как вообще происходит посадка космонавтов и почему для этого нужно пылить по безлюдной степи?
Возвращение из космоса - это не возвращение из путешествия, когда самолет садится в аэропорту, ты получаешь свой багаж и на такси отправляешься домой. Космонавты прилетают без багажа, испытывая во время посадки чудовищные перегрузки и приземляясь внутри специального модуля в примерную расчетную точку в казахской степи. Это первые космонавты приземлялись то в Саратовской области, то в пермской тайге, то на Алтае. Сейчас точка рассчитывается заранее и, радиус может составлять около 30 километров и приземление происходит почти всегда примерно в одном районе казахской степи. Почему именно в Казахстане? Во-первых, это обусловлено орбитой МКС, во-вторых здесь расположен космодром Байконур, с которого космонавтов отправляют на МКС, а значит сосредоточена вся необходимая структура, специальная поисковая техника и поисковые отряды. В составе именно такого отряда я был во время вчерашней посадки космонавтов.
Поисковый отряд прибывает в расчетную точку посадки заранее, разбивает лагерь и настраивает спутниковую связь для прямого эфира с Центром управления полетами и приемники сигнала со спускаемого модуля. Вчерашняя посадка модуля МКС-07 была запланирована на 18.39 по местному времени, поэтому мы приехали на точку накануне, разбили палаточный лагерь и ушли в режим ожидания.

Спускаемый аппарат с космонавтами отделяется от МКС за несколько часов до посадки, при помощи двигателей уходит с орбиты и направляется в сторону земли. На высоте 140 км модуль с космонавтами отделяется от аппарата и на высоте около 100 км примерно за 3 часа до посадки входит в атмосферу. Еще через некоторое время модуль входит в плотные слои атмосферы. За 20 минут до посадки поисковый отряд начинает слышать космонавтов по УКВ-радиосвязи. После установки радионтакта на земле наступает готовность номер 1: двигатели машин запущены, поисковый отряд готов следовать по траектории спуска, остается только визуально зафиксировать купол парашюта, который выпускается на высоте около 7 км.
Визуальный контакт с куполом парашюта позволяет понимать направление приземления аппарата и поисковый отряд начинает движение.

Ну а дальше, все то, о чем было в самом начала: гонка в стиле Медмакса, только не по гладкой пустыне, а по изрезанной канавами и утыканной кочками степи. На парашюте аппарат спускается около 15 минут. За несколько метров до касания аппаратом земли в его донной части срабатывает двигатель, задача которого погасить скорость тяжелого модуля и максимально смягчить посадку. Визуально это выглядит как небольшой взрыв, в клубы пыли после которого и садится модуль. Все, космонавты на земле!

Если посадка происходила штатно, аппарат «ведут» издалека, поэтому и наземные поисковики, и специалисты на вертолетах прибывают в точку почти моментально.

Тут же разворачивается тарелка спутниковой связи с ЦУПрм, спускаемый аппарат осматривают и в режиме прямой телефонной спутниковой связи докладывают в ЦУП.

Аппарат после приземления либо либо остается стоять на донной части, либо заваливается на бок (когда ветер сильный и еще какое=то время тащит парашют). Если модуль оказывается на боку, к нему нельзя подходить со стороны днища, т.к. с этой стороны очень сильно фонит. Все службы работают со стороны люка, извлекая прибывших космонавтов. Если же аппарат стоит вертикально, на него устанавливают специальную лестницу-треногу и все работы осуществляют сверху.



Когда люк открыт, у космонавтов забирают индивидуальные дозиметры, посадочные планшеты и по одному поднимают из модуля. Первый встречающим улыбается Антон Шкиперов, командир корабля. Несмотря на сильнейшие перегрузки при посадке, выглядит он очень бодро и самостоятельно открывает забрало скафандра. Тут же начинает шутить. Антона аккуратно спускают на землю.



В нескольких метрах от модуля заранее устанавливают кресла для космонавтов, где с ними сражу же начинают работать медики. Космонавты возвращаются на землю в разном состоянии, поэтому медосмотр очень важен. На нашей посадке и с Антоном, и со Скотом, и с Нарасуке все отлично, они вовсю шутят, улыбаются на камеры, а командиру корабля кто-то даже подал тарелку с его любимой черешней.




После медосмотра и небольшой фотосессии, космонавтов переносят в медицинскую палатку, где они, наконец, снимают скафандры и с ними работает медикобиологическая служба. Сюда журналистам уже нельзя. Мы отправляемся ждать ребят к вертолету, на котором их отправят в Караганду.


Журналисты тоже разъезжаются и разлетайся и возле модуля остаются только специалисты «Энергии», которые готовят его к транспортировке в Москву и «Синие птицы», на одной из которых закопченную капсулу доставят к транспортному самолету.



Заканчивается на этом и наша миссия. Прощаемся с ребятами, с которыми за эти сутки успели сдружиться и наша X-миссия на новый Mercedes X-класса отправляется почти в 1000-километровый путь на Байконуре, с которого уже через два дня в космос стартует очередной «Союз» с новым космическим экипажем на борту…

Это архивный пост. Перенос из Дзена в ЖЖ для каталога
Свежие комментарии